На этой неделе по всей России прозвенели первые в новом учебном году школьные звонки. У ребят закончились самые длительные и самые любимые летние каникулы, и они вернулись за школьные парты.
А для 16 тысяч первоклашек из Чувашии встреча со школой оказалась первой в их жизни. Впереди их ждут интереснейшие годы, которые для ребят станут определяющими в формировании моральных качеств и базовых знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Исследования показывают, что при воспоминаниях о школе большинству наших сограждан вспоминаются нематериальные вещи: дружный класс, походы, первые взрослые мероприятия, первая любовь, выпускной вечер… Конечно же — любимые и не очень учителя. Но мало кому приходит в голову вспомнить, в каких условиях он учился.
Удивительного в этом нет. Дети и подростки во многом живут эмоциями. Для них несправедливая двойка или ссора с подружкой зачастую субъективно куда важнее неотремонтированного класса, к которому, к тому же, привыкаешь за годы. Да и будем честны — для того, чтобы решать задачи из учебника арифметики А.П.Киселёва, вовсе не нужен оборудованный по всем стандартам XXI века класс. Достаточно парт и классической школьной доски.
Но время не стоит на месте. На смену грифельной доске и перу пришли цифровые технологии, детей учат не только «вычитать и умножать», но и программировать и создавать роботов.
Если мы хотим, чтобы Россия в ближайшие годы вошла в десятку стран-лидеров по качеству общего образования, — а именно такую амбициозную задачу в рамках майских указов поставил президент Владимир Путин, — мы должны сделать всё, чтобы современная школа представляла собой высокотехнологичное общественно-культурное пространство. Такое пространство, которое ученик будет готов с удовольствием осваивать по своей воле.
О том, что сегодня делается для того, чтобы школы Чувашии стали для учеников вторым домом, мы спросили у вице-премьера, министра образования и молодежной политики республики Аллы Салаевой.
— В республике по инициативе Главы Чувашии Олега Николаева разработана и реализуется программа комплексной модернизация инфраструктуры образовательных учреждений, которая включает в себя комплексный подход к проведению капитального ремонта, и начат тотальный процесс реконструкции школ и детских садов. Единый подход к модернизации образовательных учреждений включает в себя ряд позиций: общее состояние здания, коммуникации, паспорт безопасности — наличие ограждения, шлагбаумов, уличного освещения и видеонаблюдения у школ. Дополнительно сюда включили благоустройство территории, а также наличие спортивных объектов, по которым принят индивидуальный подход. К примеру, если в школе есть сильная команда по хоккею, то включаем в проектно-сметную документацию хоккейную площадку и т.д. В этом году программа затронула 53 школы и 36 детских садов, на капитальный ремонт в основном из регионального бюджета было выделено свыше 2 млрд рублей. Это беспрецедентные цифры. Если говорить о дальнейшей перспективе, то у нас есть четкий план на следующие 4 года, и каждый руководитель образовательного учреждения примерно понимает, когда его объект пойдет в этот программу, — рассказала Алла Леонидовна.
Власти республики не скрывают, что из 410 школ Чувашской Республики серьезная модернизация требуется 313 школам. Это, конечно, не значит, что все эти школы находятся в плачевном состоянии. Таких школ, как в Канаше, где из-за общего состояния здания даже капитальный ремонт оказался проблематичен, единицы.
— К сожалению, капитальный ремонт во многих школах Чувашии не проводился с момента постройки, порой с 60-х годов. Назвать их современными, соответствующими нашему представлению о том, какой должна быть школа в XXI веке нельзя. Соответственно, требовать от них, чтобы учебный процесс был организован сообразно требованию времени тоже невозможно даже технически, — считает вице-премьер. — На фоне школ, построенных в последние годы контраст между новым и старым особенно разителен. Школьное образование — фундамент, на котором впоследствии строится профессиональная жизнь человека, и мы не можем оставить такую ситуацию без внимания. Именно поэтому нами была принята программа комплексной модернизация инфраструктуры образовательных учреждений. У всех детей республики должна быть возможность получить современное и качественное образование.
Стоит отметить, что реализация упомянутой республиканской программы явилась своеобразным пилотным проектом. Дело в том, что со следующего года в России стартует программа «Большой капитальный ремонт», инициированная президентом страны Владимиром Путиным. Республика уже приобрела необходимые компетенции в части комплексной модернизации образовательных учреждений. Участие еще и в федеральной программе позволит объединить различные источники финансирования и привести все объекты образования в порядок не за пять лет, а за четыре года.
Впрочем, не модернизацией единой, ведь программу строительства новых школ в республике сворачивать тоже никто не собирается.
— В республике сохраняется проблема учебы детей во вторую смену. Особенно остро она стоит в Чебоксарах. Около 8 тысяч ребят занимаются во второй половине дня. Это значит, что мы будем продолжать строить новые школы. В ближайшие годы они появятся в микрорайонах «Садовый», «Университет-2». Подана заявка на строительство по микрорайонам «Акварель», «Солнечный 4», «Радужный», «Новый город» и «Лента». По нашим расчётам, проблему второй смены мы решим к 2024 году, — уверена министр.
В прошлом году свою работу начали образовательные учреждения в селе Байгулово Козловского района и в Чебоксарах в микрорайоне «Новый город». В этом готовятся к открытию агрошкола в деревне Кашмаши Моргаушского района и пристрой к Шыгырданской СОШ №1.
Созданию равных возможностей для обучения детей независимо от места их проживания помогают центры «Точка роста». Особенно актуально это для сельских школ. Проект «Точка роста» эволюционирует и расширяется. Если раньше в центрах «Точка роста» дети изучали информатику, технологию и ОБЖ, то теперь с помощью современного оборудования школьники смогут изучать еще и физику, химию и биологию. Соответствующее оборудование уже поступает в рамках нац- проекта «Образование» в школы. Всего до конца года в Чувашской Республике откроется 61 такой центр.
— В республике создаются условия индивидуального сопровождения детей от школьной парты до рабочего места. Дело в том, что сегодня система профессионального образования популярна среди выпускников школ, а рабочие профессии зачастую становятся осознанным выбором молодого поколения и неким гарантом успешного старта карьеры, — говорит Алла Салаева. — Буквально на днях сборная Чувашии завоевала пять медалей в финале IX Национального чемпионата WorldSkills Russia, проходившего в Уфе. В рейтинге регионов Чувашская Республика заняла 13 место из 76 субъектов России, участвовавших в соревнованиях. Считаю, что это достижение является серьезным показателем того, что в республике развитию системы профобразования уделяется самое пристальное внимание.
В Чувашии действительно прикладываются немалые усилия для развития и популяризации профобразования. Создаются профильные классы инженерного, IT, аграрного, медицинского и педагогического направления. В колледжах и техникумах открываются дополнительные мастерские. На данный момент их количество составляет семь десятков. Еще 16 мастерских с новейшим оборудованием открываются в этом году, а в ближайшие годы техникумы Чувашии будут укомплектованы еще 42 мастерскими.
При этом, нужно понимать, что современные учебные классы по оснащению далеки от знакомых старшему поколению школьных мастерских советского времени. Они, как правило, укомплектованы крайне недешевым профессиональным оборудованием и рассчитаны на подготовку специалистов, востребованных во всех отраслях хозяйства и повышение их квалификации.
— Чтобы выпускники наших школ смогли успешно реализовать себя на рынке труда, необходимо дать ребятам возможность получить образование по тем специальностям, которые реально востребованы. И не просто открывать новые мастерские, добавлять предметы или направления обучения, а дать выпускникам учебных заведений перспективу здесь, в Чувашии. Позитивные примеры уже есть. Олимпиада «Надежда электротехники Чувашии» проводится ЧГУ им. И.Н.Ульянова совместно с крупнейшими предприятиями электротехнического кластера. Победители и призеры могут заключить целевые договоры с партнерами олимпиады и будут получать именные стипендии все 4 года обучения. Студентам-целевикам гарантируется место для прохождения практики и трудоустройство на предприятиях-организаторах олимпиады. Необходимо подобный опыт масштабировать и на другие сферы, — утверждает министр.
Сфера образования стремительно меняется. Но неизменным остается одно: интересы ребенка. В республике предпринимаются все необходимые меры для того, чтобы дети учились в хороших условиях: строятся новые школы, обновляются существующие, создаются комфортные пространства для учебы, творчества и отдыха, а так же условия для успешной реализации себя во взрослой жизни. Каждый ребенок Чувашии дорог!