Воскресенье, 13 октября

Алексей Крылов — основоположник судостроительства России

Алексей Крылов — основоположник судостроительства России

(160 лет со дня рождения Алексея Николаевича Крылова (1863-1945),

уроженца д. Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне – д. Крылово Порецкого муниципального округа Чувашской Республики), ученого-кораблестроителя, механика, математика, академика, генерал-лейтенанта флота, Героя Социалистического Труда, лауреата Сталинской (Государственной) премии СССР I степени, обладателя диплома Почетного члена Английского общества корабельных инженеров, доктора прикладной математики)

В науку пламенно влюбленный,

В делах всегда неугомонный,

Сумел земляк наш доказать,

Что «…может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать».

В. Грибанов

Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения величайшего сына земли Чувашской –Алексея Николаевича Крылова – гениального ученого-кораблестроителя, механика, математика, академика, генерал-лейтенанта флота, доктора прикладной математики, педагога, изобретателя– регалий его не счесть. Биография А.Н. Крылова необычайно разнообразна и увлекательна на события в области развития морского дела России и мира в целом. В Чувашском крае он был первопроходцем в становлении и развитии корабельной науки страны.

Известный на весь мир, уникальный своего рода ученый-кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов родился 15 августа 1863 г. в д. Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне –д. Крылово Порецкого муниципального округа Чувашской Республики) в семье помещика – отставного офицера-артиллериста. «В метрической книге села Липовка Ардатовского уезда Симбирской губернии записано: «1863 года августа 3-го дня рожден, этого же августа 10-дня крещен Алексий – сын помощника сельца Висяга Николая Александровича Крылова и законной его жены Софии Викторовны, оба первобрачные и православные. Восприемниками были вдова гвардии полковника Мария Михайловна Крылова и сын Натальи Александровны деревни Калифорнии Александр Иванович Крылов, которому фамилия, однако не Крылов, а Тюбукин». Вот так описал о своем рождении и крещении сам Алексей Николаевич в автобиографической книге «Мои воспоминания». Он был единственным ребенком в семье. Его мать – Софья Викторовна Крылова принадлежала к известному в русской истории старинному дворянскому роду Ляпуновых. Отец – Николай Александрович Крылов, уроженец Алатырского уезда, окончил Первый кадетский корпус в Петербурге, был участником Крымской войны 1853-1856 гг. Выйдя, по болезни в отставку, он поселился в Висяге, своем поместье, по воспоминаниям сына Алексея – «прекрасной старинной усадьбе».

В первые годы своей жизни в деревне его рано начали обучать грамоте. Первой учительницей, конечно, домашней, была сестра матери – юная тетушка Александра Викторовна Ляпунова. Она научила маленького племянника читать, писать, а также молитвам. Важно отметить, что семья Крыловых регулярно встречалась со своими родственниками Сеченовыми и Филатовыми, жившими в большом старинном с. Теплый стан (ныне – с. Сеченово Нижегородской области).

А.Н.Крылову с детских лет выпало счастье находиться в окружении замечательных людей, чей талант, ум, высокие нравственные качества несомненно сказались и на формировании его характера, и на выборе пути, и на всей жизни. Как вспоминал позже сам Алексей Николаевич, путь, избранный им в жизни, в значительной степени был предопределен влиянием известного ученого-физиолога И.М.Сеченова.

В 1872 г. семья Крыловых переезжает во Францию, в г. Марсель. Там они прожили 2 года. В этот период жизни юный Алеша учился в частном пансионате. Здесь он научился хорошо говорить по-французски, успешно изучил арифметику и другие предметы, преподаваемые в пансионате на французском языке.

В 1874 г. семья вновь переезжает, на этот раз в Севастополь. Здесь юное дарование поступило учиться в уездное училище. Но через год по делам службы отца они снова переезжают – в Ригу. В этом городе отец определил сына в 3-классное немецкое училище. В данном учебном заведении наш земляк за полгода освоил немецкий язык. Но ему не нравилось учиться в училище, и он решил его оставить.

Пребывание в прибрежных городах Российской империи и мира не прошли даром –это предрешило будущее Алеши Крылова. Значительным толчком к выбору профессии стали и события Русско-турецкой войны, начавшейся в 1877 г. Многочисленные подвиги русских офицеров заставили всех мальчишек мечтать о морской службе. И помог случай: на глаза будущего кораблестроителя попала программа экзаменов в подготовительные классы Петербургского Морского училища. Позже Алексей Николаевич рассказывал: «Я заявил отцу: «Ты сам любишь море, не хочу зубрить никому не нужные латынь и греческий, отдай меня в Морское училище».

И в 1878 г. Алексей Крылов, отлично выдержав вступительные экзамены, поступает в Петербургское Морское училище (ныне – Санкт-Петербургский военно-морской институт), с этого момента вся его жизнь неразрывно была связана с «любимым морским делом» – русским Военно-Морским Флотом. С 1878 г. Петербург стал колыбелью будущего академика, кораблестроителя, ученого, организатора и педагога. Учился А.Н.Крылов блестяще, пользуясь большим авторитетом как у преподавателей, так и у товарищей. В 1884 г. на выпускных экзаменах он буквально поразил преподавателей исключительными знаниями. За успехи в учебе ему была присуждена денежная премия, а его имя занесено на мраморную доску почета училища.

Дебютной научной работой Алексея Крылова стал его труд по девиации компаса – статья «О расположении стрелок в катушке компаса».

Первые годы после окончания учебного заведения Алексей Николаевич работал в компасной мастерской Главного гидрографического управления. Отныне его основной специальностью «стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела».

В 1888 г., выдержав очень сложные вступительные экзамены, А.Н. Крылов поступил на кораблестроительное отделение Морской академии в г. Санкт-Петербург – единственное в то время в России специальное высшее морское учебное заведение. Снова блестяще сдав выпускные экзамены и получив наивысшую оценку по всем предметам академического курса, в 1890 г. с большим успехом окончил Морскую академию. И опять же его имя было занесено золотыми буквами на мраморную доску почета учреждения. По окончанию академии он был оставлен при ней же для научной и педагогической деятельности. Вначале Алексей Николаевич читал лекции по начертательной геометрии, позже – по теории корабля. Его лекции отличались ясностью и четкостью формулировок, логичностью и последовательностью, предельной чистотой в понимании. А.Н. Крылов внедрил принцип приближенного вычисления с той точностью, которая необходима для практики, что было совершенно новым, необычным, оригинальным и новаторским. Впоследствии им был создан фундаментальный труд «Приближенные вычисления». Ни в русской, ни в мировой иностранной технической литературе не существовало в то время подобного курса. Кроме этого, в 1894 г. Морская академия выпускает курс лекций А.Н. Крылова по теории корабля – «Записки по теории корабля. Теория мореходных качеств корабля». Этой теорией он занимался долгие годы, фактически всю свою жизнь. Многочисленные труды в данной сфере ему принесли мировую известность… Но об этом чуть позже.

Интересно отметить, что Алексея Крылова очень интересовали вопросы мореходного качества корабля – его плавучесть, устойчивость, непотопляемость, ходкость, поворотливость. В исследование этой «морской науки» он вложил много сил и труда. Вместе с адмиралом С.О.Макаровым Алексей Николаевич занялся разработкой проблемы живучести и непотопляемости корабля, в результате которого создал «Таблицы непотопляемости». А в ноябре 1895 г. наш кораблестроитель прочитал в Русском техническом обществе доклад «О килевой качке корабля на волнении». Доклад имел огромный успех, и Крылову предложили выйти на мировую арену – продемонстрировать свой труд в Английском обществе корабельных инженеров, которое считалось самой авторитетной инстанцией по вопросам судостроения. На его заседаниях, которые проходили ежегодно в Лондоне, собирались лучшие кораблестроители мира. Доклад А.Н. Крылова на очередном заседании имел ошеломительный успех. Присутствующие на нем прославленные кораблестроители высоко оценили работу русского ученого. В том же году Алексей Крылов был избран членом Английского общества корабельных инженеров. И в 1898 г. за выдающиеся научные заслуги он был удостоен редкостного отличия – Золотой медали Английского общества корабельных инженеров. С этого момента Алексей Николаевич становится одним из самых авторитетных кораблестроителей в мире.

В январе 1900 г. он был назначен заведующим Опытового бассейна Морского ведомства для испытания моделей судов. Опытовый бассейн являлся первым в России научно-исследовательским учреждением по вопросам кораблестроения.

В январе 1908 г. А.Н. Крылов начал трудиться в должности главного инспектора кораблестроения, а через несколько месяцев был назначен председателем Морского технического комитета. Теперь он возглавлял кораблестроение всей России. Отныне корабли стали строиться с учетом всех новейших достижений науки и техники.

В 1914 г. Московский университет, отмечая 30-летие научной деятельности А.Н. Крылова, присудил ему степень доктора прикладной математики без защиты диссертации. В 1916 г. был избран действительным членом Академии наук по кафедре математической физики и назначен директором Главной физической обсерватории.

Алексей Николаевич никогда не прекращал преподавательскую деятельность, считая, что она «не только не служит помехою, но часто содействует научной работе».

А.Н. Крылов был в числе тех лучших представителей научной интеллигенции, которые с первых дней установления Советской власти без всяких сомнений перешли на сторону народа и включились в работу над возрождением страны. Академик В.П.Филатов вспоминал: «После Октябрьской революции Алексей Николаевич, не колеблясь, признал Советскую власть. Он подал заявление об отставке с должности только потому, что полагал, что ее должен был занять испытанный член партии. Но В.И. Ленин вызвал его, и после беседы с Владимиром Ильичом он незамедлительно вернулся к исполнению своих обязанностей с присущими ему добросовестностью и усердием. Все свои знания и богатейший опыт он до дна отдал народу, создающему новую жизнь».

В 1919 г. постановлением Реввоенсовета Балтийского флота А.Н.Крылов был назначен начальником Морской академии, в которой уже 30 лет непрерывно проходила его преподавательская деятельность. В тяжелых условиях гражданской войны, разрухи, ему следовало наладить работу высшего учебного заведения. Ему же пришлось читать курс теории корабля для политических комиссаров флота, бывших боцманов, кочегаров, матросов – людей бывалых, лучших борцов революции, но которым не хватало знаний.

В 1921 г. Алексей Николаевич в составе группы ученых, среди которых были Д.С.Рождественский, А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица и др., выехал за границу: советское правительство поручило им возобновить научные связи, приобрести для Академии наук книги, приборы и выполнить ряд других задач. Многие европейские города посетил А.Н. Крылов, выполняя задания правительства, среди них: Германия, Англия, Франция, Голландия, Норвегия, Швеция, Бельгия. Многие из этих поручений имели огромное, а подчас и жизненно важное значение для Родины. Ум, такт, разносторонние знания, энергия, деловитость помогли ему выполнить каждое задание самым наилучшим образом.

В ноябре 1927 г. Алексей Николаевич вернулся на Родину и активно со страстью и энергией, которые всегда ему были столь свойственны, включился в дело строительства советского Военно-Морского Флота. После зарубежной командировки, как и прежде, он приступил к педагогической работе в Морской академии. В это же время активно участвовал и в жизни страны.

В 1936 г. неутомимый академик выпускает книгу «Вибрация судов». Ее появление стало новым крупным научным событием в мировой науке. А в 1938 г. выходит еще одна фундаментальная работа А.Н. Крылова – книга «Качка корабля». Эти работы, явившиеся итогом многолетних исследований ученого, стали основными учебными пособиями по важнейшим разделам курса теории корабля. В общей сложности им было написано более 400 трудов, в том числе 27 лично сам написал на иностранных языках. Создал труды, посвященные разработке наследия классиков науки – И. Ньютона, Л. Эйлера, К. Гаусса и др., написал очерки о жизни и деятельности Ж. Лагранжа, П.Л. Чебышева и др.

Примечательно и то, что Алексей Николаевич построил первую в России машину интегрирования дифференциальных уравнений, предложил метод решения так называемого векового уравнения.

15 февраля 1939 г. Алексей Николаевич был награжден орденом Ленина и удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

13 марта 1941 г. за труды по теории компасов и гирокомпасов ему была присуждена Сталинская (Государственная) премия СССР I степени.

С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. А.Н. Крылов вместе со всем народом участвовал в деле защиты рубежей Родины, несмотря на то, что ему на тот момент, на секундочку, было 77 лет. Он вновь приступил к написанию научных трудов, стал консультировать на заводах, в конструкторских бюро, институтах и др. учреждениях, с его грамотной помощью создавалось грозное оружие для фронта.

В эти же годы А.Н. Крылов написал и выпустил в свет свою знаменитую книгу – «Мои воспоминания». На страницах этого блестящего, поистине великолепного автобиографического материала оживают давно прошедшие времена, быт, нравы, множество людей – целая эпоха. Написанная живо, сочно, колоритно, она необыкновенно увлекает. Оторваться от нее буквально невозможно. Много, содержательно и с особенной теплотой рассказывает автор о своем детстве, проведенном в «родных алатырских краях». Читается это интереснейшее издание, как говорится, «на одном дыхании». Интересным фактом является и то, что у самого Алексея Николаевича была большая личная библиотека, насчитывающая 10 000 томов.

14 июля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР академику А.Н. Крылову присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ему второго ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

08 июня 1945 г., уже в мирные дни, в связи с празднованием 220-летнего юбилея Академии наук СССР, Алексей Николаевич Крылов, как старейший академик, создавший огромное количество научных работ, имеющих первостепенное значение, был награжден третьим орденом Ленина. Вручал ему награду сам Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин.

А.Н. Крылов был по-настоящему интеллигентным человеком в самом высоком, истинном значении этого слова. Главной его целью в жизни была страсть к науке, труду. Творческие искания постоянно сочетались в нем с практической деятельностью, самозабвенное увлечение наукой – с активным, действенным отношением к жизни, с неустанной борьбой за справедливость. Человек с пламенным сердцем, искренний, мужественный, никогда не боящийся отстаивать свои взгляды и одновременно необыкновенно добрый, тактичный, простой и доступный в общении человек.

Алексей Николаевич скончался 26 октября 1945 г.на 83 году жизни после тяжелой болезни в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), прожив необыкновенно долгую и необычайно плодотворную жизнь, став настоящим примером для российского и мирового общества. А.Н. Крылова хоронили с воинскими почестями как настоящего офицера. Он был похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища Санкт-Петербурга, музее-некрополе, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актеры, архитекторы, ученые и общественные деятели. Могила его расположена рядом с известными русскими учеными Д.И. Менделеевым и И.П. Павловым. Академик А.Ф. Иоффе на похоронах сказал: «Такие люди не повторяются в жизни».

Память о нашем великом земляке, о его яркой жизни достойно увековечена. 13 октября 1962 г. его родная деревня Висяга по инициативе местных краеведов была переименована в Крылово и сегодня носит имя прославленного кораблестроителя. Здесь же создан мемориальный музей и перед ним установлен памятник академику. На доме города на Неве, где он жил и работал, установлена мемориальная доска. Именем А.Н. Крылова названы улицы в городах Санкт-Петербург, Севастополь, Чебоксары, Алатырь, с. Порецкое и др., а также корабли, которые бороздят бескрайние водные просторы, различные учреждения носят имя уникального ученого, в его честь даже назван кратер на Луне. О жизни и деятельности Алексея Николаевича написано множество книг, статей в периодических изданиях республики и страны и др., открыты музеи имени этой поистине многогранной личности. Создаются все новые и новые выставки, посвященные знаменитому академику. Фигура А.Н. Крылова запечатлена и в монументальном искусстве ряда городов, в Чувашии же, 16 августа 2015 г. на водных воротах Чебоксар – на площади Речников, в рамках празднования Дня города в очередной раз воздали дань памяти нашему видному земляку – открылся памятник великому сыну Чувашии: монумент представлен с устремлённым вдаль бронзовым во весь рост А.Н. Крыловым с макетом боевого корабля в руках. На постаменте надпись: «Алексею Николаевичу Крылову. Российскому кораблестроителю».

А.Н. Крылов был выдающимся ученым, человеком большого ума и культуры, обладающим сверхпознаниями в самых различных областях науки, техники, практики. Он был корифеем русской науки, основоположником русской научной школы кораблестроения. Его многогранная личность достойна всеобщего восхищения. Русский богатырь от науки (как говорил один из учеников Алексея Николаевича),вошел в историю как блестящий инженер-кораблестроитель, внесший огромный вклад в качественное развитие русского флота. Корабельная наука стала делом всей жизни талантливого русского ученого и принесла ему мировую славу. Алексей Николаевич был человеком необыкновенного обаяния и воспитания. Мы вправе гордиться нашим всемирно известным земляком, нашим гениальным академиком! Чувашия должна помнить о своем знаменитом земляке, чтить память о нем!

БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *