В год 75-летия Великой Победы врио Главы Чувашии Олег Николаев подчеркнул важность сохранения истории о подвигах своих предков. В рамках этого Минспорт Чувашии продолжает публиковать истории спортсменов из Чувашии, доблестно защищавших Родину на фронтах Великой Отечественной войны.
Сегодня в рамках проекта «Они сражались за Родину: спортсмены Чувашии в годы Великой Отечественной войны» мы расскажем о воспитаннике Алатырского аэроклуба, легендарном летчике-наблюдателе, воздушном разведчике Владимире Григорьевиче Александрове, первым сфотографировавшем Берлин.
Родился Владимир Григорьевич 14 октября 1921 года в селе Красном Сеченовского района Горьковской области. В шесть лет вместе с родителями приехал в г. Шумерля. Окончил 7 классов средней школы № 2, после смерти отца учился здесь же в вечерней школе, которую окончил в 1940 году. Тогда профессия летчика привлекала многих молодых людей. И Володя Александров готовил себя к этой профессии, будучи школьником, по средам и воскресеньям он ездил на занятия в Алатырский аэроклуб. Затем учился в Мелитопольском военном авиационном училище.
Начав свой боевой путь на фронтах Великой Отечественной войны с 15 августа 1942 года, он прошел от Ленинграда до Берлина, совершил 195 боевых вылетов.
В начале войны из Йошкар-Олы, где Владимир Григорьевич был в запасном полку, переведен в Московскую авиагруппу особого назначения (МАОН), где летал на самолетах У-2, ЛИ-2, Пе-2. О полетах с аэродрома «Внуково-2» на Ленинград вокруг Тихвина, за линией фронта, Владимир Александров вспоминал:
«Страшно было в Ленинграде. Мы ночью прилетели на гражданку (гражданский аэропорт). И тут смотрим: идут трое мальчишек и маленькая девочка. Молодцов, командир нашего корабля, говорит: «Ребята, мы же, кажется, привезли лекарства, свинину, бортпаек, НЗ на город, ведь так? Давайте детей угостим». Он детям шоколад дает, а они говорят: «Нет, дяденька, нам бы хлебца, родимый». Мы даже заплакали тогда с радистом – так нам страшно и горько за них стало».
Летчик-наблюдатель, воздушный разведчик – одна из самых нелегких и опасных военных профессий. Они всегда шли первыми, нередко рисковали, выполняя боевые задания. В воздушной разведке нужны высокое летное мастерство, отвага и смелость. Эти качества и проявил Владимир Григорьевич Александров, воюя на Западном, Северо-Западном и Белорусском фронтах.
Командир эскадрильи МАОН капитан Молодцов так охарактеризовал летчика Александрова:
«…На самолете ЛИ-2 совершил 14 боевых вылетов, в том числе за линию фронта…Участвуя в боевых заданиях, товарищ Александров проявляет находчивость и инициативу. Умело пилотирует в дневных и ночных условиях. Точно и быстро проводит штурманские расчеты».
Летом 1944 года на Первом Белорусском фронте В.Г. Александров совершил десятки боевых вылетов на разведку. В представлениях к наградам командир полка подполковник Гаврильченко отмечал:
«…В каждом боевом вылете летчик-наблюдатель Александров доставляет командованию точные и своевременные разведданные».
20 июня 1944 года, выполняя боевое задание в сложных метеоусловиях, на высоте 100 метров, разведал железнодорожные станции Влодава и Брест. После обстрела и повреждения самолета в районе станции Кожечны продолжал производить разведку и точным расчетом времени полета и сокращения маршрута привел поврежденный самолет на свой аэродром.
6 июля 1944 года при разведке аэродрома Лунинец дважды имел встречу с истребителями противника. После ухода от преследования возвращался к цели и продолжил выполнение задания. Через день, 8 июля, в одном боевом вылете разведал и сфотографировал шесть аэродромов противника. Точность своих разведданных летчик-наблюдатель Александров всегда подтверждает фотографиями.
В 1945 году Владимиру Александрову было присвоено звание старшего лейтенанта.
Последние месяцы войны в лётной книжке В.Г. Александрова – названия городов Западной Европы: Познань, Лодзь, Кюстрин, Франкфурт, Эберсвальд, Бранденбург, Мариендорф, Потсдам и много-много других. Цель боевых вылетов – на разведку дорог, аэродромов, железнодорожных узлов.
В начале 1945 года начальник штаба эскадрильи Ежов так пишет о В.Г. Александрове:
«… В период с 17 января по 21 апреля 1945 года на самолете Пе-2 произвел 19 успешных боевых успешно выполненных вылетов на разведку войск, ж/д узлов, аэродромов, фотографирование площадей и других объектов противника… Мат. часть бомбардировочного, стрелкового и навигационного оборудования знает отлично. Техникой самолетовождения владеет хорошо. На выполнение боевых заданий идет с желанием… в воздухе спокоен, работает четко и уверенно…, доставляя командованию ценные сведения о противнике. Дисциплинирован, трезв, идеологически выдержан, морально устойчив, грамотный и культурный офицер».
В начале марта 1945 года опытный экипаж воздушных разведчиков второй эскадрильи 72-го Петрозаводского отдельного разведывательного авиаполка получил специальную боевую задачу: сфотографировать центр Берлина. Экипаж предупредили, что Берлин прикрыт мощной системой ПВО. В воздухе непрерывно барражируют «мессершмитты», а в городе сосредоточено большое количество зенитной артиллерии, прогнозируют неустойчивую погоду.
Штурман Александров, учитывая все сложности, тщательно произвел полный расчет полета и подготовил полетную карту. Александрову удалось отснять фотопленку с кадрами аэродрома Темпельгофа, Рейхстага, парка Тегргартена, мост через реку Шпрее – так впервые был сфотографирован Берлин с воздуха. Фотопленки оказались удачными: по ним были изготовлены фотопланшеты города и направлены в бомбардировочные соединения 16-й воздушной армии.
Владимир Александров награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени и боевыми медалями: «За отвагу», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина».
Умер Владимир Григорьевич 14 апреля 2005 года.