Закон Чувашской Республики от 15 июня 2018 г. № 31 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусматривает внесение изменений в основные параметры республиканского бюджета Чувашской Республики на 2018 год.
Доходная часть республиканского бюджета Чувашской Республики увеличивается на 1,4 млрд рублей.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики прогнозируются в объеме 48,9 млрд рублей, что на 11,6% больше уровня 2017 года.
Расходы на инвестиционные цели увеличиваются на 30,6%. С учетом дополнительно выделяемой суммы они составят 6,8 млрд рублей.
В Чувашской Республике доля инвестиционных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета ежегодно превышает средний уровень по Приволжскому федеральному округу. Так, по итогам 2017 года этот показатель в Чувашии составил 11,4% (4 место в ПФО), тогда как в среднем по ПФО – 9,2%.
В соответствии с Законом увеличен на 1,5 млрд рублей объем государственной поддержки в сфере образования.
На строительство дошкольных образовательных организаций направляется 893,6 млн рублей. За счет данных средств начнется возведение 11 детских садов: в с. Урмаево Комсомольского района (1), в д. Большие Катраси Чебоксарского района (1), в г. Канаше (1), в пос. Сосновке (1), а также в микрорайонах «Новый город» (2), «Солнечный» (1), «Кувшинка» (1), «Садовый» (2), «Университетский-2» (1) г. Чебоксары.
На ремонт и приобретение оборудования для образовательных организаций выделяется 281,1 млн рублей, в том числе на укрепление материально-технической базы техникумов и колледжей – 104,2 млн рублей, на покупку лабораторного и компьютерного оборудования по направлению «физика и химия» в рамках реализации проекта «Наука в школу» в сельских школах – 61,0 млн рублей.
Предусматривается также 322,5 млн рублей на повышение зарплаты работников образования.
Существенная дополнительная сумма средств – 930,0 млн рублей – предусматривается в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения.
Так, в целях оказания социальной помощи отдельным категориям граждан, нуждающимся в обеспечении лекарственными препаратами, дополнительно выделяется 340,0 млн рублей.
В рамках реализации в Чувашской Республике поставленной Президентом России Владимиром Путиным задачи по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, а также в целях сокращения разницы между продолжительностью жизни женщин и мужчин, в республиканском бюджете Чувашской Республики предусматривается 46,1 млн рублей на выполнение мероприятий приоритетного проекта «Охрана репродуктивного здоровья у мужчин и активное социальное долголетие в Чувашской Республике».
Предусмотрено 92,0 млн рублей на покупку 26 новых автомобилей скорой медицинской помощи. Всего в 2018 году планируется приобрести 84 единицы санитарного автотранспорта на общую сумму 232,2 млн рублей.
Всего на ремонт и приобретение оборудования для больниц и поликлиник выделяется 547,7 млн рублей.
В области физической культуры и спорта дополнительно выделяется 90,4 млн рублей. За счет предусмотренных средств будет проведен капитальный ремонт ряда спортивных учреждений, построен стадион в с. Порецкое, возведена блочно-модульная котельная на природном газе для ФОЦ «Росинка», реконструировано футбольное поле спортивной школы по футболу, а также организованы такие крупные мероприятия, как проведение российского этапа ежегодного международного ралли «Шелковый путь» на территории Чувашской Республики, заседание Совета по межрегиональному сотрудничеству формата «Волга–Янцзы».
В сфере культуры на обеспечение деятельности театров, концертных и других организаций исполнительских искусств, на модернизацию государственных архивов, музеев и библиотек, а также на ряд других мероприятий выделяется 57,4 млн рублей. В целом с учетом текущего уточнения финансирование сферы культуры в 2018 году составит 1,4 млрд рублей, что на 33,6% больше уровня 2017 года.
Предусматриваются средства и на обеспечение деятельности государственных учреждений по осуществлению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. На приобретение лесопожарной техники в бюджете закладывается 45,7 млн рублей.
Дополнительная государственная поддержка будет оказана субъектам малого и среднего предпринимательства. Объем выделяемых средств увеличивается на 30% к уровню 2017 года и составит 75,8 млн рублей, из них 61,8 млн рублей направляются на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития и модернизации производства товаров (работ, услуг).
На реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий Чувашской Республики дополнительно выделяется 167,2 млн рублей.
Увеличивается также финансовая помощь муниципальным образованиям. В целом с учетом текущего уточнения межбюджетные трансферты местным бюджетам составят 19,2 млрд рублей, что на 18,7% больше уровня 2017 года.
Кроме того, Законом предусматривается перераспределение бюджетных ассигнований между отдельными направлениями их использования в соответствии с предложениями главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Таким образом, с учетом вносимых изменений параметры республиканского бюджета Чувашской Республики на 2018 год составят:
по доходам – 47 721,9 млн рублей (рост к уровню 2017 года – 8,5%);
по расходам – 48 962,2 млн рублей (рост к уровню 2017 года – 11,6%);
дефицит планируется в объеме 1240,3 млн рублей (без изменения).
При этом государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2019 года прогнозируется в объеме 13 998,4 млн рублей, что составляет к прогнозируемым собственным доходам республиканского бюджета Чувашской Республики 50,9%. Соотношение объема рыночных долговых обязательств и собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики прогнозируется 23,9%.
Законом Чувашской Республики от 15 июня 2018 г. № 32 «Об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2017 год» утвержден отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2017 год.
В 2017 году республиканский бюджет Чувашской Республики сохранил свою сбалансированность, устойчивость и был направлен на реализацию задач, поставленных Правительством Российской Федерации и Правительством Чувашской Республики.
В полном объеме обеспечено исполнение всех социальных обязательств государства, активно реализовывались крупные инвестиционные проекты.
По итогам 2017 года республиканский бюджет Чувашской Республики исполнен в целом по доходам в сумме 43974,8 млн рублей, с ростом к уровню 2016 года на 6,3%, в том числе по собственным доходам – в объеме 26718,1 млн рублей, с ростом к уровню 2016 года на 4,1%.
Объем поступлений налоговых доходов составил 25725,9 млн рублей, что больше уровня 2016 года на 4,3%.
Объем безвозмездных поступлений составил 17256,7 млн рублей, что больше уровня 2016 года на 10,0%.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики в 2017 году составили 43867,2 млн рублей (110,6% к уровню 2016 года).
Наибольший удельный вес в структуре расходов заняли расходы на образование (12212,2 млн рублей, или 27,8%), социальную политику (11682,5 млн рублей, или 26,6%), национальную экономику (9895,5 млн рублей, или 22,6%), здравоохранение (3628,6 млн рублей, или 8,3%).
Профицит республиканского бюджета Чувашской Республики в 2017 году составил 107,6 млн рублей при плановом дефиците в сумме 1223,1 млн рублей.
Государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2018 года составил 14120,8 млн рублей (52,9% к объему доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета безвозмездных поступлений), что на 82,8 млн рублей ниже предусмотренного планового верхнего предела государственного долга Чувашской Республики (14203,6 млн рублей).
Доля рыночных заимствований по итогам 2017 года составила 23,9% от собственных доходов.
По размеру государственного долга в расчете на одного жителя республика входит в тройку лидеров по Приволжскому федеральному округу, имеющих наименьшую долговую нагрузку.
Минфином России в 2017 году дана высокая оценка управлению финансами в Чувашской Республике – присвоена I степень качества управления региональными финансами.
Чувашская Республика, придерживаясь установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа прозрачности (открытости) бюджета, из года в год улучшает свою позицию в рейтинге открытости бюджетных данных. В 2017 году среди 85 субъектов Российской Федерации Чувашская Республика заняла 7 место в указанном рейтинге и вошла в группу регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных. По Приволжскому федеральному округу Чувашская Республика заняла 2 место.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 15 июня 2018 г. № 33 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2017 год» доходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики в 2017 году исполнены в полном объеме в сумме 11906,8 млн рублей (100,4% к запланированному).
Основным источником доходов бюджета являлись безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 11841,4 млн рублей, в том числе:
субвенция из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Чувашской Республики в сумме 11175,9 млн рублей;
межбюджетные трансферты из территориальных фондов субъектов Российской Федерации на оплату медицинской помощи, оказанной на территории Чувашии гражданам, застрахованным за пределами республики, в размере 631,9 млн рублей;
межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в размере 33,6 млн рублей.
Расходы бюджета за 2017 год исполнены в сумме 11897,8 млн рублей, или на 100,2% от утвержденного размера.
Финансирование медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, составило 11126,5 млн рублей.
В медицинские организации, расположенные на территории Чувашской Республики, на оплату медицинской помощи гражданам из других регионов России направлено 626,4 млн рублей.
За счет средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики осуществлено финансирование мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на общую сумму 61,2 млн рублей.
Расходы на выполнение Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Чувашской Республики возложенных функций составили 50,1 млн рублей.
В республиканский бюджет Чувашской Республики перечислено 33,6 млн рублей на софинансирование единовременных выплат 56 врачам, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки и поселки городского типа, расположенные в 17 муниципальных районах Чувашской Республики.
Законом Чувашской Республики от 15 июня 2018 г. № 34 «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Чувашской Республики «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов» совершенствуется порядок предоставления земельных участков для реализации масштабных инвестиционных проектов.
В целях улучшения инвестиционного климата в Чувашии с учетом мнения предпринимательского сообщества Законом уточнены требования, предъявляемые к масштабным инвестиционным проектам, для реализации которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов.
Кроме того, в целях восстановления прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий застройщиков, Законом предусмотрена возможность предоставления застройщику в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства, в том числе с условием удовлетворения требований пострадавших граждан.