Торговля товарами посредством заказа их через Интернет в российском законодательстве определена как «дистанционный способ продажи товара», что означает осуществление торговли по договорам розничной купли-продажи, заключаемым покупателями на основании сведений, полученных ими из каталогов, проспектов, буклетов, посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателей с товарами либо образцами товаров при заключении таких договоров.
Продажа товаров дистанционным способом регулируется следующими основными нормативными актами:
- Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ);
- Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон);
- Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее — Правила продажи товаров дистанционным способом).
В соответствии со статьей 26.1 Закона, еще до заключения договора продавец должен предоставить потребителю следующие сведения:
- основные потребительские свойства товара;
- место нахождения продавца;
- место изготовления товара;
- полное фирменное наименование продавца или изготовителя;
- цену и условия приобретения товара;
- особенности доставки товара;
- срок службы, срок годности и гарантийный срок;
- порядок оплаты товара;
- срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Данные сведения могут быть размещены на сайте продавца.
При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта (п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом).
В момент доставки товара покупателю также должна быть предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара, а также следующие сведения о товаре:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- основные потребительские свойства товаров (работ, услуг);
- сведения о составе продуктов питания, пищевой ценности, об их назначении, условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе, дате и месте изготовления и упаковки, а также сведения о противопоказаниях при отдельных заболеваниях;
- цена в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- место нахождения, фирменное наименование продавца;
- информация об обязательном подтверждении соответствия товаров, если законом установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
- информация о правилах продажи товаров;
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу, например, доставку товара;
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;
- если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Данная информация может быть предоставлена как в виде договора купли-продажи, так и в виде технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом.
Договор розничной купли-продажи товара, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя — юридического лица.
Покупатель может отказаться от покупки до момента передачи ему товара. При этом, он должен возместить продавцу расходы, понесенные в связи с совершением действий по исполнению договора (497 статья ГК РФ). К таким действиям может относиться доставка товаров.
Также, потребитель вправе отказаться от товара в течение семи дней после его получения. А в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара (ст. 26.1. Закона).
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков регулируются положениями ст. 18 — 24 Закона, как и при обычной розничной торговле.
Напоминаем, если вы столкнулись с нарушением своих прав потребителя, обращайтесь в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» за помощью в разъяснении потребительского законодательства и составлении необходимых документов (претензии, заявления, жалобы, искового заявления) по тел.: 8(8352) 56-46-66; 56-29-01 или адресу: г. Чебоксары, ул. Ф. Гладкова, д. 17, каб. №№ 201, 202.
Также можно обратиться письменно с вопросом по адресу электронной почты: urist.centr@21cge.ru