Федеральная кампания «Мой Экспорт» благодаря реализации национального проекта «Международное кооперация и экспорт», инициированного президентом страны Владимиром Путиным, российским производителям выйти на международные рынки помогает государство.
Документ утвержден Правительством республики и задача изложенных в нем мероприятий – сделать так, чтобы к 2030-му году регион нарастил экспорт своей продукции на внешние рынки не менее чем на 2/3 по сравнению с уровнем 2023 года.
Для этого предстоит большая работа. Во-первых, надо увеличить и производство конкурентной продукции, и количество компаний, готовых ее экспортировать. Причем особый акцент делается на малые и средние предприятия. Здесь Чувашия готова предоставить весь обширный инструментарий господдержки.
Важно расширить рынки сбыта, найти новых партнеров, новые регионы для поставок. Здесь многое зависит от самой инфраструктуры поддержки экспортных операций, в Кабмине настроены продолжать снижать административные барьеры для предприятий и укреплять связи с предпринимательским сообществом республики.
Более заметным предстоит стать и самому «региональному бренду», на фоне усиленной поддержки стремления компаний Чувашии к выходу на международные рынки через выставки и форумы и развития кадрового потенциала – это тоже должно принести результат.
На сегодня Чувашия занимает 9 позицию в рейтинге регионов ПФО по объемам внешней торговли, в 2023 году доля республики в общем объеме экспорта округа составляла 1.36%. Сегодня регион сотрудничает с 83 странами, в основном это дальнее зарубежье, а на страны СНГ приходится 32.9% внешнеторгового оборота региона. Наша сильная сторона – поставки электрических машин и оборудования, мясо, зерно и крупы, химическая органика, масличные семена и плоды и другие позиции. Список очень широкий и это дает серьезный оптимизм по исполнению обозначенных в Стратегии развития экспорта задач.
Серьезный спад экспорта в Чувашии датирован 2022 годом, региону на уровне серьезного санкционного давления пришлось искать новых партнеров, выстраивать новую логистику поставок, обновлять контрактацию.
Чувашия весьма удобно расположена с точки зрения транспортной доступности, а обладание серьезными промышленными компетенциями и наличием «высокотехнологичных кейсов» на фоне относительно достаточного ресурса рабочей силы – повышает шансы региона на улучшение экспортных показателей.
Но для успеха стратегии многому чувашским компаниям придется научиться. Изучить опыт успешных экспортеров республики, впитать весь спектр господдержки экспортной деятельности. А правительство поможет – и проведением бизнес-миссий «туда», и приглашением потенциальных партнеров в саму Чувашию. Скорее всего, мы откроем свои представительства в других странах, возможно, в партнерстве с кем-то. Тут важно понимать, что и другие регионы страны, и ПФО, ставят перед собой ровно такие же амбициозные задачи. Легко – точно не будет. Впрочем экономический блок правительства Чувашии уже доказал свою способность достигать амбициозных и сложных целей. А значит республика будет расширять сеть поставок в страны БРИКС, Евразийского экономического сообщества, Азиатско-Тихоокеанский регион. Важно занять свое место на рынках Турции, Афганистана, Ирана, Пакистана.
Реализация Стратегии развития экспорта будет финансово обеспечена соответствующим нацпроектом и рядом региональных программ.