Гениальный творец чувашской музыки

<strong>Гениальный творец чувашской музыки</strong>

(К 105-летию со дня рождения Геннадия Васильевича Воробьева (1918-1939), уроженца г. Чебоксары Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне – Чувашской Республики), чувашского музыканта и композитора)

Геннадий Васильевич Воробьев – чувашский музыкант и композитор, считается одним из наиболее одаренных представителей нового поколения чувашских композиторов, выдвинувшихся в конце 1930-х гг.

Г. Воробьев родился 31 июля 1918 г. в Чебоксарах в семье композитора и хорового дирижера В.П. Воробьева, поэтому с музыкой был связан с детства.

О жизни и творчестве Геннадия Васильевича известно многое. С шести лет он обучался игре на фортепиано в Чебоксарской музыкальной школе в классе Л.П. Полидоровой — Ростовцевой (1924-1930), а общеобразовательные предметы проходил в школе I ступени. В период обучения в музыкальной школе Г. Воробьев написал свое первое сочинение «Чувашская мелодия» («Чӑвашкӗвви») для фортепиано. В 1930 г. перешел в Чувашский музыкально-театральный техникум, где учился по специальностям «композитор» в классе В.М. Кривоносова и «пианист» в классе И.В. Люблина. Учебу совмещал с работой, аккомпанируя в Чувашском государственном хоре. За время обучения в техникуме обработал ряд чувашских народных песен для пения с фортепиано. «Тин-тин шăнкăрав» и «Пастух» («Кĕтӳçĕ») в свое время широко вошли в репертуар певцов и музыкантов. Также Геннадий Васильевич создал несколько произведений, одно из таких «Детская сюита», которое является образцом программной музыки. Цикл сюиты состоит из пяти частей: «Песня», «Колыбельная», «Шутка», «Жалоба», «Игра в прятки». Каждая из них имеет свое настроение, но сохраняет национальный чувашский колорит.

В 1935-1939 гг. учился на композиторском факультете Московской консерватории в классе Г.И. Литинского и Н.Я. Мясковского. Обучаясь в классе Г.И. Литинского сочинил такие произведения, как «Праздник в колхозе» («Акатуй»), «Орел» («Ӑмӑрткайӑк»). Сюита «Акатуй» в будущем была включена в педагогический репертуар кафедры фортепиано композиторского и дирижерского факультетов консерватории. В это время Геннадий Васильевич много внимания уделял сольной вокальной музыке, особенно в жанре обработки (обработки застольных песен «Хурама та пĕкĕ», «Лăпăс-лăпăс», «Ăмăрткайăк вĕçет», свадебная «Туй юрри», трудовая «Ниме юрри», игровая «Вăйă юрри»). Благодаря популярности вокальных произведений Г.В.Воробьева, в 1939 г. в Москве вышел его авторский сборник под названием «Пять чувашских народных песен». В 1937 г. в Московской консерватории проходил пушкинский конкурс, посвященный 100-летию гибели А.С.Пушкина. В этом конкурсе участвовал и Геннадий Васильевич, написав два романса: «Цветы последние милей» и «Кто, волны, вас остановил». Последний получил премию.

В период учебы в классе Н.Я. Мясковского (1937-1939) написал хоровые песни на стихи И.Н. Ивника – «Певцы» («Юрӑçсем»), «Ровесники» («Пӗрле ӳснӗ тантӑшсем»), «Перед жатвой» («Ĕç умĕнхи»), «Гнется яблоня» («Улма йывăç авăнать») и др. К 1938 г. относятся произведения «Пять чувашских народных песен для балалайки с фортепиано», «Две чувашские народные песни для оркестра народных инструментов», «Пионерский марш», «Увертюра для духового оркестра».

Наиболее крупным и последним произведением Василия Геннадиевича является 4-частная эпико-драматическая симфония, которая создавалась как дипломная работа к окончанию Московской консерватории. Однако он не успел ее завершить. До конца работу довел товарищ Воробьева по курсу композитор Н.И. Пейко. Впервые симфония была представлена в Москве в ноябре 1940 г. Произведение исполнил оркестр Всесоюзного радио под управлением А.М. Ковалева. Геннадий Васильевич участвовало в концертах Чувашского государственного хора в 1936 г. в Москве, в концертах Чувашской Государственной филармонии в 1937 г. В феврале 1939 г. провел авторский концерт в Чебоксарах. Однако в том же году 28 августа из-за болезни жизнь композитора оборвалась.

О своем творчестве Г. Васильев говорил: «Народная песня – источник моего творчества. Без него невозможно дальнейшее развитие Чувашской музыкальной культуры. Как композитор и пианист, участвую в телепередачах, записываю народные мелодии, сочиняю новые песни». Статьи и интервью с его участием печатались в московских газетах. Справедливо отмечают, что он был первым чувашским профессиональным композитором, сумевшим вынести музыку своего народа на всесоюзную эстраду. Еще при жизни автора его произведения стали включаться в репертуар мастеров советского музыкального исполнительского искусства.

Несмотря на недолгую жизнь, Геннадий Васильевич внес неоценимый вклад в развитие чувашской музыки и культуры. За годы работы Г. Воробьев создал около 70 произведений: обработок чувашских народных песен, хоровых песен и романсов, камерно-инструментальных и оркестровых сочинений. Одна из улиц Чебоксар носит имя Композиторов Воробьевых, названной в честь Геннадия Васильевича Воробьева и его отца – Василия Петровича Воробьева.

Ушенина Анастасия Алексеевна, ведущий архивист

отдела использования документов и публикации

БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *