Как упоминалось в предыдущих номерах нашей газеты, Будаков Николай Владимирович был призван на фронт из Баку в первые дни войны. Изначально военную службу он проходил в 232-м авиационном полку в составе войск Закавказского фронта. В послужной характеристике наградного листа на Будакова Н., подписанного командиром авиаполка подполковником Бочаровым, указывалось: «Старший сержант Будаков Н. с первых дней службы в полку проявил себя смелым летчиком, идущим решительно на выполнение любого задания, летает грамотно, потерь ориентировок не имеет, цели противника поражает с высокой точностью. Только в июле 1941 г. он совершил 25 боевых успешных вылетов на бомбометание по скоплениям вражеских войск и технике врага». А далее в наградном листе указывалось, что 26 февраля 1942 года пилот Будаков Н. получил очередное задание — подавить огонь противника, действующий на расположение наших войск. Приказ выполнен, огонь вражеской артиллерии подавлен. При возвращении на свой аэродром, самолет, ведомый Будаковым Н., на подходе к линии фронта был подбит зенитной артиллерией фашистов. Наземные службы наблюдения после долгих поисков останков летной машины пришли к выводу: «Самолет сгорел, вместе с ним погиб и летчик …». Через два дня после падения самолета, местные жители случайно обнаружили высоко в горах лежащего в снегу без сознания и с переломами костей советского летчика. Они в срочном порядке эшелоном попутного поезда доставили пострадавшего в госпиталь города Баку. После осмотра летчика врачи однозначно заявили: «В результате падения самолета и летчика у пилота сломано три ребра, повреждена грудная полость, произошло смещение легких и печени. Сделаем все возможное, чтобы пострадавшего вернуть к жизни, нo к дальнейшим полетам пилот не способен». За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевого задания, старший сержант Будаков Н. приказом Главнокомандующего Закавказским фронтом от 9 апреля 1942 года посмертно был представлен к ордену Красной Звезды. Представляя к награде, командование авиаполка считало, что летчик погиб, но летчик выжил, перенес ряд сложных операций и не терял надежды вернуться в строй летного состава. После полного излечения Будаков Н. снова отправился на фронт и снова в авиацию. Летал на скоростном бомбардировщике «ПО-2», мстил врагу за нанесенные увечья, за порушенные города и села, за гибель мирных жителей и боевых товарищей и был ранен вторично в воздушном бою. После полного излечения в госпитале гор. Ульяновска Будаков Н. прошел переподготовку в запасном авиаполку под Куйбышевом (ныне гор. Самара) на переоборудованных самолетах конструктора Ильюшина. Двухместный штурмовой самолет «Ил-2» нового поколения в отличие от прежнего одноместного, обладал повышенной скоростью, маневренностью, был защищен броней. На борту летной машины имелись две крупнокалиберные пушки — для штурмана и воздушного стрелка. Кроме этого, под рукой у штурмана и воздушного стрелка имелись скорострельные пулеметы. У воздушного стрелка экипажа, сидевшего в задней кабине спиной к пилоту, задача заключалась в том, чтобы следить с хвостовой части самолета приближающуюся цель противника и поражать ее смертельным огнем. К самолету дополнительно подвешивались бомбы разного калибра. В тот период, пожалуй, не было такого вооружения ни на одном отечественном самолете.
Изучив все плюсы и минусы новой летной машины, Будаков Н. получил повышение по службе — стал офицером. В середине января 1943 года командование курсовой подготовки направило младшего лейтенанта Будакова в летную часть 593 — го авиаполка, который проходил доформирование составом летчиков и пополнялся самолетами нового поколения. Здесь в полку Будаков Н. совершенствовал свои знания и навыки, участвовал в вылетах на выполнение боевых задач. В его наградном листе указывалось: «За месяц службы в авиаполку штурмовой экипаж младшего лейтенанта Будакова Н. совершил 20 боевых вылетов и уничтожил в воздушных боях 8 фашистских самолетов…».

