«Приручить» вулкан и поселить его в лаборатории? Легко! Вырастить зелень в «космической» оранжерее? Запросто! Собрать маленького, но почти настоящего робота? Без проблем! И все это делают не ученые, не инженеры и даже не студенты, а дети.
Детские сады сегодня – полноправные участники образовательного процесса, где решение проблемы занятости родителей является лишь одной из решаемых задач.
— Кардинальные изменения в области дошкольного образования начались относительно недавно, с принятием Государственной программы «Развитие образования на 2013—2020 годы», которая предусматривала формирование качественной предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях и эффективной системы психолого-педагогической экспертизы учебного процесса для развития способностей каждого ребенка, — объясняет вице-премьер, министр образования Чувашии Алла Салаева. — Все дошкольные учреждения стали образовательной ступенью общего образования — наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Был принят — впервые в российской истории, кстати, — государственный стандарт, который определил цели, задачи и предмет дошкольного образования. Тогда же по стране началось массовое строительство новых дошкольных учреждений. Если говорить конкретно о нашей республике, то первый за два с лишним десятилетия новый детский сад был открыт на День Республики в 2012 году в микрорайоне «Волжский-3» города Чебоксары, позже, в сентябре того же года открылся садик в Новочебоксарске. И это были здания, имевшие уже но-вый, более высокий уровень, чем это было раньше, — здесь были свои плавательные бассейны, компьютерные классы для обучения малышей, комнаты релаксации. Т.е. то, что стало позже стандартом для всех строящихся дошкольных учреждений.
Вопрос очередей в детские сады еще несколько лет назад действительно был крайне болезненным для родителей всей страны. Например, охват детей дошкольным образованием в 2015 году в Чувашии составлял 79%. Сегодня этот показатель вырос до 96,5%. Только за последние два года введены в эксплуатацию 15 дошкольных образовательных организаций, причем, не только в крупных городах, но и по всей республике. В этом году предполагается охват детей дошкольным образованием довести до максимума. В министерстве образования, впрочем, формальным решением проблемы удовлетворяться не спешат:
— Вопрос предоставления мест для детишек старше полутора лет решён. Но, как известно, дьявол кроется в мелочах. Посмотрим, например, на столицу республики. В теории, мест в детских садах достаточно, по некоторым учреждениям даже есть свободные места. На практике же, для жителей новых микрорайонов Чебоксар сохраняется вопрос пешей доступности дошкольных образовательных учреждений. То есть жителю, условно, микрорайона «Новый город» могут предоставить место в яслях в центре города. Мы понимаем, что это очень неудобно. В этом году в рамках проекта «Демография» свои двери распахнут еще девять детских садов: в Чебоксарах, Аликовском, Козловском и Цивильском районах. Дошкольные учреждения станут ближе к детям, — утверждает Салаева.
Один из таких новых детских садов строится в микрорайоне «Радужный». Детский сад на 250 мест оснащен, можно сказать, по последнему слову техники. Здесь есть все — даже своя биолаборатория, оборудовать которую помогло Министерство сельского хозяйства республики.
— В принципе, это лаборатория даже не школьного, а вузовского уровня, — улыбается министр. — Мы обратились к аграриям с просьбой помочь сделать всё правильно, вот они и постарались. Даже подарили цифровой микроскоп, с выводом изображения на большой экран. Дети могут воочию наблюдать, чем отличаются различные растения на клеточном уровне, как на растения действуют химикаты и так далее. Поработать в такой агробиолаборатории не отказались бы многие студенты и аспиранты.
Пристальное внимание в Чувашии уделяется и реконструкции детских садов. Впрочем, как и во всей стране. Согласно данным Росстата, в первом полугодии 2021 г. по сравнению с тем же периодом 2020 г. на 14,3% выросли расходы консолидированных бюджетов субъектов на общее образование, на 59,8% — охрану семьи и детства и на 12,6% — физкультуру и спорт. Можно констатировать, что бюджетная политика в регионах в целом меняется в сторону развития инфраструктуры и человеческого капитала.
Финансирование школьного и дошкольного образования в Чувашии вполне в федеральном тренде: в республике, как мы уже сообщали в предыдущих публикациях, реализуется программа комплексной модернизации инфраструктуры образовательных учреждений. В этом году в основном из регионального бюджета на капитальный ремонт школ и детских садов было выделено свыше 2 млрд рублей, программа затронула 36 детских садов.
— Всего в Чувашской Республике 328 детских садов, из них 133 с износом 50%. При этом, дело не только в износе. Слишком большая дифференциация между новыми детскими садами и существующими, построенными еще во второй половине ХХ века. Поэтому все эти садики подлежат глубокой модернизации, которая будет проводиться в ближайшие годы. Чувашии дорог каждый ребенок и где бы он ни жил, он имеет право на счастливое детство, на хорошие, уютные садики. Принцип модернизации в дошкольных образовательных учреждениях тот же, что и в школах: не только капитально ремонтируем здания, но и благоустраиваем прилегающую территорию, создаем комфортное пространство для всестороннего развития малышей, — разъясняет вице-премьер, — Не забываем и про детское питание. Чувашия стала одним из немногих регионов в стране, где во всех школах и детских садах установлено новое оборудование в пищеблоках.
Впрочем, ремонт зданий и новое оборудование, конечно, очень важны, но что же происходит за стенами детских садов? Что нового предлагается детям и их родителям?
По современным стандартам, все строящиеся в республике детские сады оснащаются бассейнами.
— Наличие бассейна, безусловно, заметно удорожает строительство. Но все специалисты в один голос говорят о том, что возможность посещать бассейн крайне важна в детском возрасте. Плавание укрепляет дыхательную, сердечнососудистую и нервную системы, стимулирует умственную деятельность, формирует правильную осанку, стимулирует формирование скелета, создает положительный эмоциональный фон малыша, — объясняет Алла Салаева, — Поэтому при разработке новой концепции развития дошкольного образования в Чувашии, было принято решение, что во всех более-менее крупных детских садах, которые строятся в республике, должен быть бассейн. Проекты, где не предполагается бассейн, мы уже просто не рассматриваем изначально.
Чебоксарский детский сад № 201 «Островок детства», который на днях с рабочим визитом посетила министр — один из первых, построенных с учетом новых требований. Он открыл свои двери для дошколят в октябре 2012 года. В бассейне детишки обычно изучают азы плавания с трех с половиной, четырех лет. Считается, что ребятам помладше сложно понять тренера. Но в «Островке детства» педагоги придерживаются иного мнения: тут в бассейне занимаются и груднички, правда, вместе с мамами. Плавать дети начинают с двух месяцев. Этот проект, кстати, стал победителем всероссийского конкурса «Инновации в дошкольных учреждениях».
Школьное образование активно развивается и меняется, даже в начальных классах дети уже не учатся годами прописи и элементарным арифметическим действиям, а всерьез постигают окружающий мир, вплоть до изучения начал практического программирования и основ робототехники. Не отстает и дошкольное образование. Воспитанники детского сада №201, например, постигают азы робототехники и алгоритмики, используя специальные робототехнические наборы. Стоит отметить, что дети тут учатся играя. Ребята в этом возрасте, как известно всем родителям, жуткие «почемучки» и педагоги активно используют эту особенность.
— Только через интерес можно понять, к чему ребенок предрасположен. Потом уже всё это можно учитывать в разработке системы индивидуального развития ребёнка, его индивидуальной образовательной траектории, — утверждает Алла Леонидовна, — Самая большая проблема в том, что невозможно увлечься чем-то, если ты это не пробовал. Подобные занятия в специализированных классах в садиках, в лабораториях, разнообразные развивающие игры, они как раз дают детям возможность буквально «нащупать», что им нравится. Возможность и родителям, и воспитателям, и самим детям выбрать то, что в будущем, быть может, станет профессией. Но, в любом случае, это то, что точно будет по душе ребенку.
Первые пять лет жизни человека особенно важны для развития мозга. Именно в первые годы жизни у человека формируется характер, интересы, умение учиться. Сегодня в республике создаются условия для того, чтобы самые маленькие жители росли здоровыми, любознательными и счастливыми. Педагоги Чувашии знают: о будущем нужно заботиться сегодня.